Базаров относится к поколению « новых людей ». он — герой своего времени. но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге — на гибель. виноват ли в этом он сам? или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? трудно дать однозначный ответ. такие как он были нужны обществу. нужны были и новые идеи. и евгений стал выразителем этих идей. проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. базаров — центральный образ романа тургенева. вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. «базаров все-таки подавляет все остальные лица романа» , — писал автор «отцов и детей» . перед нами раскрывается цельность и честность базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. но все же главная основа сюжета — постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов. в чем же причина этого трагического одиночества? евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы. а идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. но в то же время он несчастлив. возможно, это удел любого , неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. конечно, у него есть и поклонники. но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению базарова. а именно эти качества презирает в людях сам евгений. он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы. но таких людей вокруг него нет. трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. самый глубокий конфликт вызревает в душе базарова. в глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой — страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: «он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость» . он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни. дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней «» . а ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено простому расчету и логике.
Спасибо