Писательская судьба ивана алексеевича бунина — судьба удивительная. при жизни он не был столь славен, как горький, о нем не спорили, как о л. андрееве, не вызывал он столь разноречивых — где шумно-восторженных, а где безоговорочно — оценок, как символисты. в и читательских кругах с необычным единодушием он был признан мастером. вторая мировая война застала бунина в париже. бедность, равнодушие издательств тягостно переносились иваном алексеевичем. вот как он сам говорит об этом: "живу, конечно, и плохо — одиночество, голод, холод и страшная " единственное, что спасает, — это работа. да, создание цикла рассказов "темные аллеи" было для бунина в военные годы родником душевного подъема. сам автор считал произведения сборника, написанные в 1937— 1944 гг., своим высшим достижением. цикл рассказов "темные аллеи" критика определила как "энциклопедию любви" или, еще точнее, — энциклопедию любовных драм. любовь здесь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство. в каждом из рассказов ("темные аллеи", "руся", "антигона", "таня", "в париже", "галя ганская", "натали", "чистый понедельник"; сюда же можно отнести написанный до "темных аллей" рассказ "солнечный удар") показан момент высочайшего торжества любви. все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. все они вымышлены, что не раз подчеркивал сам автор. однако они все, в том числе ретроспективная их форма, вызваны состоянием души автора. "какое удивительное время — молодость! жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить ее лишь тогда, когда все осталось позади", — утверждает и. а. бунин. подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле. бунин пишет о незабвенном, что оставило глубокий след в человеческой душе. нередко запечатлен самый момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумевглей радости. ее дает любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная память, заставляющая с по-иному воспринимать многое из того, что "осталось позади". однако убеждение бунина в чистоте, незамутненности, здоровой естественности любви осталось неизменным. правда, порой в бунинском изображении любви преобладал "земной", чувственный характер, но это никогда не случалось за счет снижения главной, духовной значимости любви. только в таком своем качестве она составляет самые лучшие мгновения жизни. "любовь — высший судья в человеческих отношениях", — утверждает бунин. о книге "темные аллеи" автор написал в апреле 1947 г.: "она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни". у бунина надо учиться, как проникновенно, на самой высокой эмоциональной волне выражать самое необыкновенное и прекрасное чувство человека. бунин не интригует сложным сюжетом, он пробуждает чувства лирическим монологом, исповедью. то, о чем он тоскует, давно стало , а то, как он умеет выразить чувство, — это наше нетленное духовное богатство. эта грань духовного — незыблемость и вечность россии.
Спасибо