"сельская ярмонка» (кому на руси жить хорошо)
1. герои, ищущие ответ на философский вопрос, праздника - они едут на сельскую ярмарку. их встречает веселье и пестрота.
"хмельно, горластно, празднично,
пестро, красно кругом! "
но уже в самом начале праздника они отмечают, что первым делом мужик спешит выпить. этим крестьянин отрешается от ежедневных забот и тягот, получая возможность веселиться и радоваться жизни. теперь звучат шутки, прибаутки, здоровый хохот. спиртное притупляет и без того нехитрые жизненные принципы мужика. он всей душой отдается празднику, пусть и тратя последнее, и попадая в курьезные ситуации. автора восхищает широта души, умение отбросить тяготы и наслаждаться счастливым моментом. радует его сострадание и душевная отзывчивость - как составляющие золотого сердца простого народа.
"зато крестьяне прочие
так были разутешены,
так рады, словно каждого
он подарил рублем! "
2. фольклорный колорит поэмы, прежде всего, загадки, пословицы и поговорки, народные приметы, знакомые некрасову по деревенской жизни и обработанные им:
"замок — собачка верная:
не лает, не кусается
а не пускает в дом! "
"всю жизнь свою ты кланялся,
а ласков не бывал! "
некрасов постоянно использовал речевые обороты, стилистику народной речи — уменьшительно-ласкательные суффиксы, устойчивые эпитеты, сравнения, метафоры.
«купи гостинчик, дедушка.
купи! » — головкой шелковой
лицо щекочет, ластится,
целует старика.
постой, ползунья босая!
постой, юла! "
3. пафосное изображение дороги, возвращающихся с ярмарки людей показывает насколько проникся некрасов состраданием к доле народа. в главе "пьяная ночь" пафос обличает, что село заканчивается ни кабаком, ни амбаром, а этапным заведением. возвращающийся домой к своим повседневным заботам и люд стонет:
"домой идти
тошнее, чем на каторгу! "
покуда не рассеялся хмельной угар, народ предается плотским утехам, меряется силой, хвастается и мечтает. тут, в дороге, народ волен делать что хочет, но по возвращении домой снова придет черед впрягаться в тяжкий труд, который не стал легче или плодовитей после отмены крепостного права.