(1)Коллекция Всесоюзного института растениеводства, собранная учёным-ботаником Николаем Ивановичем Вавиловым, действительно была мировым достоянием. (2)Двести тысяч образцов семян отражали почти всё богатство флоры, которое люди с древнейших времён научились использовать. (3)Это была не просто коллекция, а коллекция-хранилище. (4)В чём разница? (5)Коллекционируют чаще всего предметы старины или искусства. (6)Монета Древнего Рима, найденная среди развалин, практически может неприкосновенно сохраняться под стеклом музейных витрин не одно тысячелетие. (7)Семена – часть живой природы. (8)Их нельзя просто хранить. (9)Нужно, чтобы они не теряли свои качества, чтобы каждое зерно могло прорасти, дать всходы.

(10)Когда началась война и Ленинград оказался под угрозой блокады, было решено вывезти сокровища Всесоюзного института растениеводства в тыл. (11)Коллекция была с большими предосторожностями погружена в специальный состав, но замкнулось кольцо блокады. (12)Некоторое время ящики с семенами находились в вагонах. (13)Между тем приближалась зима. (14)Уже трудно было получить машины для того, чтобы вернуть коллекцию в помещение института. (15)И тогда научные сотрудники принялись перевозить её на трамвае и саночках. (16)Они, конечно, не сумели бы перевезти всё, если бы не солдаты.

(17)Сотрудники института не просто охраняли коллекцию: они поддерживали её в «рабочем состоянии». (18)Боясь, что мороз повредит некоторые образцы, жгли в печках канцелярские столы и стулья. (19)Особенно сильно могла пострадать уникальная коллекция картофеля. (20)По весне клубни надо было непременно высаживать. (21)И это сделали на «ничейной земле», простреливаемой фашистами.

(22)Когда началась голодная блокадная зима, возле коллекции осталось четырнадцать человек. (23)Четырнадцать хранителей получали по 125 граммов хлеба в день. (24)Они охраняли запасы пшеницы, бобов, картофеля, вполне достаточные для того, чтобы прокормить в десять, двадцать, пятьдесят раз большее число людей.

(25)Их было четырнадцать. (26)Они пухли от голода, как пухли тысячи других ленинградцев. (27)Они разделяли общую судьбу, которой, казалось бы, могли избежать. (28)Достаточно было лишь протянуть руку… (29)Но ни один из четырнадцати этого не сделал. (По Г. И. Кублицкому)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3–9 текста. Запишите ответ.

11. Как хранители коллекции поддерживали её в «рабочем состоянии»? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

12. Определите и запишите лексическое значение слова «хранить» из предложения 8.

13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 19–20, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

14. Объясните значение пословицы Слаще всех плодов – плод человеческого труда, запишите Ваше объяснение.

Всего ответов: 1

Другие вопросы по Русскому языку

Знаешь правильный ответ?
(1)Коллекция Всесоюзного института растениеводства, собранная учёным-ботаником Николаем Ивановичем В...

Вопросы по предметам